?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
ХОХМАтдет от трамадольщицы Бахтеевой: оздоровим детей… налогом на пиво!
nacburo, національне бюро розслідувань, нацбюро
nacburo

Запись опубликована НАЦІОНАЛЬНЕ БЮРО РОЗСЛІДУВАНЬ УКРАЇНИ. Please leave any comments there.

За два с лишним года своего существования Налоговый кодекс (НК) прекрасно вписался в роль так называемого «ящика Пандоры»: чем чаще открывают, тем больше возникает идей с необратимыми последствиями, которые приводят к появлению все новых и новых законодательных новелл, изменений и предложений.

Не то проект, не то прожект…

Среди последних «ноу-хау» — законопроект №2876 (о повышении ставок акцизного налога на пиво).

Над этим проектом (или прожектом?) «химичила» целая группировка нардепов, начиная от одиозной регионалки-«трамадольщицы» Татьяны Бахтеевой и заканчивая «сердечником» Романом Илыком. Суть этой басни такова: повысив ставки акциза на литр пива (с 87 коп. до 2,5 грн), направить доходы на финансирование медучреждений, в первую очередь, Национальной детской специальной больницы «Охматдет».

В своей пояснительной записке к проекту нардепы от «оппозиции», которые вовсе не бескорыстно примкнули к очередной афере Бахтеевой, дружно заявляют о поддержке курса главного «проффесора» страны: «Программой экономических реформ на 2010—2014 годы президента Украины Виктора Януковича предусмотрено: 1) для снижения уровня налоговой нагрузки перенести налоговую нагрузку с мобильных факторов производства — труда и капитала — на потребление, в частности, путем повышения ставок акцизного сбора на алкогольные напитки и табачные изделия, 2) создание стимулов для здорового образа жизни населения, в частности, из-за повышения акцизов на алкоголь и табачные изделия с направлением их в специальный фонд государственного бюджета с последующим использованием для финансирования мероприятий здравоохранения».

Итого: по сомнительным подсчетам Бахтеевой и К°, если новую ставку акциза ввести в июне, то дополнительные поступления в течение 2013 года составят около 2 миллиардов гривен, а в последующие годы – 4 млрд грн ежегодно. Однако такая «бухгалтерия» является всего лишь попыткой выдавать желаемое за действительное. Об этом свидетельствуют прошлогодние цифры: после парламентского повышения ставки акцизов на пиво (всего лишь на 6 копеек) производство пива в Украине сократилось на 1,5 процента.

По данным Госстата, средняя цена на 1 литр отечественного пива в декабре-2012 года составляла 9,28 грн (в том числе акциз — 0,81 грн, НДС — 1,55 грн). Соответственно безналоговая доля цены составляла 6,92 грн. Однако при предложенном росте акциза цена 1 литра отечественного пива должна вырасти до 11,4 грн (а 1 литр лицензионного пива — до 16,8 грн). При таком росте цены, скорее всего, сократится потребление пива и уменьшатся отчисления в госказну.

На этот момент указывает в своем заключении главное научно-экспертное управление Верховной Рады: «Ведь установление новой повышенной (увеличенной в 2,9 раза) ставки акцизного налога на пиво может привести к сокращению объемов его производства и продажи, следствием чего может быть невозможность обеспечения мобилизации запланированных поступлений в Государственный бюджет Украины других налогов, в частности, налога на прибыль предприятий, налога на добавленную стоимость и т.д.».

Бюджет «отмывания»?

Во втором разделе «пивного» проекта парламентарии поручают правительству «принять меры для выполнения положения Программы экономических реформ на 2010—2014 годы по созданию специального фонда государственного бюджета, в который будут направляться поступления от акцизного налога на алкогольные напитки, пиво и табачные изделия, с последующим их использованием для финансирования мероприятий здравоохранения…».

В данном случае непонятно: о каком именно фонде идет речь — о спецфонде в контексте требований статьи 13 Бюджетного кодекса (согласно которой бюджет может состоять из общего и специального фондов) или о каком-то другом спецфонде, предназначенном для аккумулирования (или «отмывания») соответствующих средств?

Также следует обратить внимание на еще один важный момент: по действующему законодательству распределение бюджета на общий и специальный фонды (их составные части) определяется исключительно Бюджетным кодексом и законом о государственном бюджете (ч.5 ст.13), передача средств между общим и специальным фондами госбюджета разрешается только в пределах бюджетных назначений путем внесения изменений в закон о госбюджете Украины (ч. 7 ст. 13). Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 95 Конституции исключительно законом о госбюджете определяются любые расходы на общественные нужды (размер и целевое направление этих расходов).

Ратуя за очередные внесения изменений в Налоговый кодекс, Бахтеева и компания проигнорировали требования этого самого кодекса: согласно проекта, новый «пивной» закон должен вступить в силу в июне-2013, что противоречит одному из главных принципов стабильности налоговой системы – налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года (пп. 4.1.9 п. 4.1 ст. 4 НК).

И, наконец, последнее: субъектом, уполномоченным вносить ежегодно до первого июня в парламент проекты законов о внесении изменений относительно ставок налогообложения (в том числе ставок акцизного налога) является Кабинет Министров – п. 4 раздела XIX НК. Более того, исходя из требований ст. 116 Конституции Украины, проведение налоговой политики обеспечивает правительство, а не кучка политически озабоченных нардепов.

Не пора ли госпоже-«небожительнице» на Грушевского Бахтеевой об этом задуматься? А то ведь у народа создается впечатление, что законодательный орган живет не по законам, а понятиям Донбасса, который уже «гонит порожняк»…

Анастасия Марцинюк, Национальное бюро расследований Украины



Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.