?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Таможенный союз: в какое болото Россия тянет Украину?
nacburo, національне бюро розслідувань, нацбюро
nacburo

Запись опубликована НАЦІОНАЛЬНЕ БЮРО РОЗСЛІДУВАНЬ УКРАЇНИ. Please leave any comments there.

Агрессивная пропагандистско-информационная (и не только) кампания Таможенного союза в Украине не дает результата. Это объединение представлялось как панацея от экономических проблем и едва не единственно возможный экономический путь для стран бывшего СССР.

Но сегодня не только Казахстан и Белоруссия попробовали «преимущества» таможенного союза с Россией, но и сама Россия, несмотря на стабильно высокие мировые цены на нефть и газ, медленно затягивает пояса. Это очередной красноречивый аргумент в пользу европейского курса Януковича.

Потому что реальность современной России, которая во что бы то не стало, стремится впрячь Украину в таможенное иго, однозначно свидетельствует о том, что никакие нефть или газ, не говоря уже о сверхмощных военных расходах, не делают нашу соседку не только цивилизованной, а хотя бы экономически перспективной и процветающей. Более того, как считают эксперты, «флагмана» Таможенного Союза уверенно засасывает рецессия.

Вот как видят нынешнюю и будущую экономическую ситуацию в России эксперты аналитического центра Ośrodek Studiów Wschodnich im Marka Karpia.

Стагнация российской экономики

Ниже, чем ожидались, показатели экономического роста в первом квартале текущего года заставили правительство РФ скорректировать темпы роста ВВП в 2013 году с 3,7 до 2,4%. 16 мая 2013 года на заседании правительства министр экономического развития Андрей Белоусов определил две, по его мнению, важнейшие причины замедления: слабые результаты роста мировой экономики, в частности стран зоны евро, которые являются главными потребителями российских энергоносителей, а также денежно-кредитная политика государства, обеспечившая сохранение высоких процентных кредитных ставок, которые при одновременном укреплении рубля спровоцировали падение конкурентоспособности российских предприятий и затормозили их экономическую активность. Несмотря на то, что экономика уже вошла в зону стагнации, правительство Дмитрия Медведева до сих пор не предложило решений, которые могли бы повлиять на замедление спада макроэкономических показателей роста. Скорее всего, рассчитывая, с одной стороны, на улучшение экономической ситуации в европейских государствах и ожидая роста спроса на российское сырье, а с другой стороны, на то, что, мол, еще не иссяк потенциал роста экономики, которая, согласно предварительным оценкам , может развиваться на уровне 4 — 5% роста ВВП ежегодно.

Правительственный оптимизм

Правительство Дмитрия Медведева заявляет, что низкие результаты первого квартала — рост ВВП на 1,6% — имеют временный характер и уже во втором полугодии он составит не менее 3%, что позволит достичь заложенного в концу 2013 года рост ВВП на уровне 2,4%. Хорошее настроение правительства даже не портят последние и очень пессимистические прогнозы Европейского Банка Реконструкции и Развития, которые говорят о максимуме 1,8% роста ВВП в России в течение 2013 года, отмечая, что спад не временный, а скорее такой, что свидетельствует об устойчивой тенденции. Власти также не упоминают информацию о запланированном на 2013 год 8-процентное снижение государственных инвестиций. Это естественный эффект ограничения инвестиционных планов в регионах, которые значительную часть своих доходов вынуждены тратить на повышение зарплаты работников бюджетной сферы, выполняя поствыборные декреты президента Путина. Также сворачивают инвестиционные программы государственные корпорации. В 2012 году они уменьшились на 10%, а в 2013 году предполагается снижение в пределах 12-13%. Крупнейшими инвестиционными сокращениями — более 27% — отличился в прошлом году «Газпром».

В 2014—2015 годах концерн планирует дальнейшее сокращение инвестиций в размере 30%.Прогноз роста потребительского спроса, по мнению правительства, требует снижения на 1%. На это влияет спад динамики роста доходов населения, как и растущая задолженность из-за содержания высоких ставок потребительских кредитов. Задолженность домохозяйств с 14% в 2012 году возрастет до прогнозируемых 17% в 2013 году. Кроме этого правительство не выразило обеспокоенность в связи с сообщением Центрального Банка России об оттоке из Российской Федерации в первом квартале 2013 года почти 26 млрд. долларов США. В результате чего Центробанк подкорректировал проныр оттока капитала в течение 2013 с 10 млрд. до 30-35-млрд. долларов.

Предлагаемые решения стимулирования экономики

Одной из мер стимулирования экономического роста, предложенного Министерством экономического развития является либерализация денежно-кредитной политики, что позволит снизить процентные ставки и увеличить доступность кредитов. Министр Белоусов в своих предложениях движется гораздо дальше, предлагая введение поправок в закон о Центробанке РФ, увеличивая его ответственность за стимулирование экономического развития. Очередная новация предлагает ограничить рост тарифов за электроэнергию, отопление и оплату жилищно-коммунальных услуг и транспортные тарифы. Министр экономического развития предлагает активизировать инвестиционную деятельность при использовании средств накопленных в Фонде Национального Благосостояния и Пенсионном Фонде, которые должны направляться на развитие инфраструктурных проектов (строительство скоростной железной дороги на маршруте «Москва — Казань», увеличение пропускной способности Байкало-Амурской магистрали и модернизации транссибирской железной дороги, развитие подмосковного транспортного узла, развитие и модернизацию, а также строительство новых дорог).

Коррекция бюджета

Слабые показатели экономического роста принципиально не сказались на проекте закона о внесении поправок в Федеральный Бюджет на 2013—2015 годы, внесенном правительством в начале мая в Государственную Думу. Сохранились макроэкономические показатели (ВВП, инфляция) с возможностью их корректировки до конца года. Не изменился размер утвержденных доходов и расходов бюджета на год, а также величина дефицита бюджета (0,8% ВВП), зато произошли изменения в рамках каждой группы расходов. Представляется, что это не последняя бюджетная коррекция и при продлении падения макроэкономических показателей появится необходимость поиска дополнительных источников дохода для покрытия запланированных бюджетных расходов.

Выводы

Правительственный оптимизм, несмотря на падение макроэкономических показателей, вызывает удивление. Премьер Медведев оценил ситуацию как «среднюю», заявляя о реальности 4-5-процентного роста ВВП. Учитывая откорректированы Министерством экономического развития показатели роста ВВП в 2013 году с 3,7% до 2,4% и с 4,3% до 3,7% в 2014 году, позиция правительства видится в абстрагирования от реалий. Это вызывает беспокойство среди независимых экспертов, оценки которых гораздо пессимистичнее и предусматривают вход России в зону рецессии уже во второй половине 2013 года, особенно с учетом ожидаемого снижения цен на нефть и газ в результате падения спроса европейских потребителей и мощную конкуренцию американского сланцевого газа. Различные члены нынешнего правительства представляют разные точки зрения в оценке причин снижения экономических показателей, несмотря на сохранение высоких цен на нефть на мировом рынке. Существуют также разногласия по распределению средств, накопленных в резервных фондах. Министр финансов скорее сторонник накопления дополнительных нефтегазовых доходов в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, тогда как министр экономического развития предлагает их инвестирования в развитие и модернизацию экономики, в частности в инфраструктурные проекты, эффективность которых можно будет ощутить лишь впоследствии.

Однако существуют опасения, что часть из этих средств, как свидетельствуют примеры инвестиций реализованных в связи с саммитом АТЭС во Владивостоке или приготовления к зимним Олимпийским Играм 2014 года в Сочи, может оказаться в частных карманах. Из-за отсутствия единого видения и определения действенных средств стимулирования российской экономики, трудно рассчитывать на то, что правительство способно на качественно новые решения, направленные на фундаментальные системные изменения и развитие новой, адекватной нынешней затруднительной ситуации, экономической политики государства, уменьшать зависимость от доходов топливно -энергетического сектора.

Национальное бюро расследований Украины



Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.